Три огромных светодиодных экрана, один из которых иногда раздвигался, пропуская выдвигающуюся декорацию, двигающиеся вверх-вниз кубы и прямоугольники, то вздымающие певицу, ее музыкантов и балет над подмостками, то скрывающие их от нас под сценой, огромные люстры. В ходе двухчасового шоу приходилось ловить себя на том, что ты смотришь на эти яркие, выпуклые и хитроумно выстроенные произведения искусства видеомонтажа, режиссуры и инженерной мысли, а вовсе не на маленькую фигурку, вроде как главной героини вечера.
Программа Мадонны - особенно ее первая часть - была выстроена с максимальным упором на внешние эффекты. И тут понятны чувства верующих. Христианские символы, чем дальше, тем более двусмысленно преломляются в сознании Мадонны и выходят к зрителю эротическими, воинственными, какими угодно, но всегда полностью потерявшими свой первоначальный смысл.
Программа М.D.N.A. начинается с образа спроецированного на экранах готического собора, звучит колокол, фигуры в красных балахонах раскачивают, кажется, огромное кадило, потом в образе Девы Марии где-то вверху появляется главная героиня, а собор в конце концов падает куда-то в бездну. Всю стену номера отеля Paradise занимает огромное распятие, на фоне которого Мадонна размазывает по стенке бандитов под песню Revolver. В Don t Give A Prophecy к огромному, довлеющему над всем вокруг кресту тянет руку его жертва (сама певица), но не дотягивается и окрашенный в кровавые тона крест вырастает во всю высоту сцены. Одним из связующих действо символов был огонь, на фоне которого исполнялись и ритуальные танцы в песне Hung Up и с абсолютно натуральным треском и гудением заливавший все вокруг в Gang Bang...
Все это, подхваченное электронными ритмами, мелькающими перед глазами инсталляциями на экранах, виртуозными хореографическими номерами в исполнении балетной массовки затягивало, гипнотизировало, безусловно, восхищало синхронностью исполнения, но было похоже не столько на концерт, сколько на акцию, на огромный, дорогой, в костюмах от Готье и Дольче & Габбана, с оттенком кощунства, перфоманс, в котором музыка играла не самую важную роль. Недаром певица нашла место в своем сет-листе для целой речи в защиту Pussy Riot, а несколькими минутами позже - и место на своей голой спине для названия группы, у которой все знают лишь одну песню.
Как бы ни затачивала Мадонна идеологически свой перфоманс - слушался он довольно плохо. Борьба за качество звука в СК "Олимпийский" по плечу не каждой звукоинженерной команде, и команда Мадонны ее, кажется, проиграла. Скажем, на высоких нотах голос певицы, явно подзвученный ее собственными фонограммами, больно бил по перепонкам, усиленный "по-олимпийски" "грязным" инструментальным сопровождением. На неожиданной, акустической версии одного из хитов певицы Like A Virgin, мы услышали настоящий, неприукрашенный голос Мадонны. Он был тут как-то изломан, чуть не срывался - правда, знакомые хрипловатые обертона были на месте. Когда она протянула свое Make me strong, you make me bold (сделай меня сильнее, сделай меня храбрее), эту, наверное, не очень счастливую женщину, стало как-то даже жаль.
Посмотришь кругом - кто щеки надувает, кто слюной брызжет. Все свистят, а свист без пустоты, сами знаете, - деньги на ветер. Какое событие сейчас ни возьми, сплошь пустота вытекает. Зря, что ли, в телевизоре так часто мелькает певец Шнур, рекламирующий верное средство от импотенции. В час - раз по десять. Это знак Времени такой, отсутствует потенция - пустота одна. Концептуальная.
Вот и Pussy Riot всплыли над нами, как (прости, Шнур!) памятный детородный орган, изображенный на мосту. Дальше сплошь минное поле, сюда шагнешь - "либералом" станешь, туда качнешься - "ретроградом" заклеймят. На "своих" и "чужих" р-рас-считайсь! Ярлыками отовсюду стреляют без предупреждения.
А потому - какой же дурак скажет, что за историей с Pussy Riot лишь пустота? Какой умник признается, что смысл этих актов концептуального искусства из пальца высосан? Вон сколько смыслов вдруг в эту историю все дружно вложили. Не проще было - дать девчатам пинка под зад (ну, отправить дворы мести) и забыть, как страшный сон?
Хотели пустоты со свистом - пожалуйста. Все - будто не понимая - играют в игру по правилам, предложенным самими девчатами (а вы говорите, неумные, - они "фишку секут"!). Был у них еще акт искусства - совокупление с динозаврами в Зоологическом музее, - но как-то не покатило. А теперь - ха, напугают их сроки? Приятного мало, понятно, но им биографию сделали, причем ни за что ни про что.
Да что там суд. Да за них. Да за них, если хотите знать. Да за них аж сама Мадонна вслух заступилась. Да-да, лично приехала в Москву и заступилась. Вот как. Да у них теперь слава всемирная!
Мадонне сами эти девушки по барабану - она их и знать не знает, зато ей правила игры в пустопорожнее известны назубок. Уси-пуси. Главное - чтоб "цитировали", чтоб был скандал. В Стамбул приехала - потрясла голым задом. В Париже всего минут 40 пела - забросали бутылками пластиковыми. И в Варшаве скандал, и в Тель-Авиве. Что там спела - дело десятое, главное - кругом материлась исправно, грудь оголяла, чушь несла. Не зря, словом, съездила! Вот и в Москву с тем же. Планировала сделать акцент на геях, но подвернулись "пуси". Какая к черту разница?
Про саму Мадонну люди "креативные" обычно фыркают, слова приличного не скажут, - чтоб неученость и дурной вкус не показать. А тут уж и помолиться готовы: она же за нашу свободу! За чью, за мою? Спасибо, тетя Мадонна. Да нет, у меня, чтоб было понятно, Мадонна приступов ярости не вызывает, у нее вроде и песенки есть ничего (ох, что несу! что несу!) - просто знаю я музыкантов поинтересней. Просто в этой истории ее игра с Pussy Riot ясна как дважды два. Мне-то эти игры зачем?
Когда-то, все помнят, наши девушки "Тату" съездили в Америку, демократически раздолбавшую в пух и прах Ирак. Надели специально маечки - с матерными проклятиями войне. Ну и что? Не помню, чтобы тамошняя креативная общественность содрогнулась сочувственно. То ли дело у нас.
У нас на этом деле помешательство - и вроде бы все из высших интересов. Верите вы в высшие интересы? Ну-ну.
Мадонна ведь не одна такая - и Red Hot Chili Peppers, и прочие гастролеры с цепи сорвались, едут теперь к нам поклониться Pussy Riot как вершине российской культуры.
Мадонна раньше знала Толстого, может, Достоевского даже. А теперь и Pussy Riot. За Мадонну, флаг ей в руки, можно порадоваться. А за нас?
Вот наткнулся на днях: Сергей Доренко выложил в Фейсбуке ссылку - абсолютно жуткая документальная съемка издевательств над евреями во Львове во время войны. Что-то похожее было в кинофильме "Малена" с Моникой Белуччи, и у Верхувена в "Черной книге". Но тут еще страшнее, живые кадры, к каждому лаконичная подпись: вот гонят палками по мостовой женщину на коленях с поднятыми руками, вот другая женщина раздетая с девочкой, а вот она уже без девочки, а вот просто гора трупов...
При чем тут Pussy Riot, думаете? А мне это и в голову не могло прийти - но читаю в комментариях там же вдруг: люди в Интернете всерьез сравнивают бандеровских садистов с теми, кто вот теперь судит или даже просто осуждает расчетливых "пусек". Сама параллель - как вам? Это нормально?
Ну правда, если дело дошло до таких вот "обсуждений" - осадок один, безнадега от паранойи. Отрываешь взгляд от тех жутких фоток, от тех счастливых, именно счастливых, лиц садистов - и думаешь: а какие же лица у авторов таких вот восторженных, лихих комментариев? По мне - я говорю про себя - по мне куда страшнее то, что как раз такие люди голову поднимают, громче всех голосят.
А что Мадонна? Мне куда важнее понять, отчего и люди неглупые (не одни глупцы и анонимы), говоря словами Юнны Мориц, теперь предпочитают "любой говнюшке иностранной отечественные ум, достоинство и честь"? Неужто все свое теперь - одно "пусирайот"? А это кому как, видимо.
Тут - дззынь! - в телевизоре опять Шнур с импотенцией. Опять концептуальная пауза. Что повисло на Шнуре? Вот беда-то.
Нам бы Гоголя поискать бескорыстного и дурью не маяться. Но... было дело, поэт звал-звал: "выйди, Гоголь, в знак протеста". Ну и что? А то. "Гоголь трубку не берет".
Подготовил Игорь Вирабов